Засада в Аль-Ансарии. Черная пятница израильского спецназа ВМС Шайетет 13.
8 февраля
Спецназ Шайетет 13, пожалуй, самое секретное подразделение в ЦАХАЛ. Его сформировали в 1949 году, сразу после создания государства Израиль. Неофициальное название - "молчаливые солдаты". На протяжении многих лет они играют решающую роль во всех израильских конфликтах. Шайетет 13 считается одним из лучших спецназов в мире. Сегодня поговорим о событии, произошедшем 4 сентября 1997 года, когда подразделение понесло самые тяжелые потери за один день.
По легенде, Шайетет 13 было сформировано из контрабандистов, которые тайно перевозили евреев в Палестину, через британские блок-посты.
Фотография сделанная во время тренировки спецназа Шайетет 13. Обратите внимание на оружие. Для операция на воде израильтяне предпочитают Автоматы Калашникова.
Предыстория.
Без неё, пожалуй, не получится. В ночь на 3 августа 1997 года израильское разведывательное подразделение 1-я бригада "Голани" было доставлено вертолетом в долину в нескольких километрах к северо-западу от ливанского города Эн-Набатия. Эта местность находилась за пределами оккупированных Израилем территорий юга Ливана. Спецназ добрался до деревни Кфур и заложил взрывчатку в стене возле дома местного командира исламского сопротивления Хусейна Кассира. Когда израильтяне возвращались к месту эвакуации, то были обнаружены. Завязалась перестрелка. Однако спецназу удалось благополучно погрузиться в вертолет и покинуть район. На утро патрули исламского сопротивления обыскали деревню на предмет оставленных израильтянами придорожных бомб. Когда группа ливанцев проходили мимо заминированной стены, израильтяне активировали взрывчатку с беспилотника. От взрыва погиб Хусейн Кассир, командир сопротивления соседнего города Набатия, шейх Тайсир Бадран и трое солдат.
Армия Южного Ливана.
Засада.
Примерно через месяц после событий в деревне Кфур "Хезболла" получила добыла информацию, что Израиль планирует аналогичную акцию в районе ливанской прибрежной деревни Аль-Ансария. От такого "подарка" отказываться было нельзя. Было решено встретить израильтян. Операцию спланировал командующий исламским сопротивлением Мустафа Бадреддин, ставший впоследствии высшим военным командиром "Хезболлы".
Проблемы планирования.
Ливанцы не знали о точной цели операции ЦАХАЛ. Израильский журналист, старший политический и военный аналитик издания "Едиот Ахронот" Ронен Бергман утверждает, что это был местный командир "Хезболлы" Халдун Хайдар, которого офицеры Северного командования ЦАХАЛ назвали "незначительным". Ливанцы знали место высадки и приблизительный маршрут, которым могут воспользуются израильтяне. Они прибывали с моря и шли несколько километров по цитрусовым плантациям до города. Поэтому было решено заложить взрывчатку на вероятном маршруте. Планировалось встретить "гостей" еще до того, как они достигнут вероятное место их цели.
Кроме того, они не знали о дне проведения операции. В дневное время за цитрусовыми рощами ухаживали местные фермеры, а это означало, что территорию нельзя минировать. И выход нашли. Взрывчатку закладывали каждый вечер после захода солнца и убирали до наступления рассвета.
Другая проблема заключалась в том, что территория вокруг Аль-Ансарии была слабым местом "Хезболлы". Тут доминировала шиитское движение АМАЛЬ. Это и не союзник, но на то время уже и не противник. Было сочтено необходимым связаться с местным руководством и предупредить его о готовящейся операции. В АМАЛЬ согласились и даже предоставили помощь. Отряд "Хезболлы" состоял из 20 бойцов во главе с командиром Абу Шамраном.
Согласно некоторым израильским источникам, таких отрядов было несколько в разных предполагаемых местах.
Окрестности ливанского Аль-Ансария 1990-е годы.
Судьбоносный день.
Вечером 4 сентября 1997 года 16 бойцов подразделения специальных операций ВМС Израиля Шайетет 13 сошел на берег на необитаемом участке побережья южного Ливана. Командовал отрядом подполковник Йосеф Коракин. Подразделение пересекло прибрежную дорогу и прошло через плантации под присмотром израильских БПЛА над головой. Они в режиме реального времени передавали изображения командованию ЦАХАЛ. Бойцы достигли фруктового сада, который был окружен каменной стеной. Передовая группа успешно его миновала и вышла за ворота. Когда основные силы подошли к воротам, сработала дистанционно управляемая мина (типа противопехотной мины МОН-50 или "Клеймор"). Четырнадцать секунд спустя, когда авангард добрался к месту взрыва, взорвалась вторая, в результате чего погиб командир группы.
Дальше произошло то, что в последствии израильтяне назовут "невезением". Открывшие огонь ливанцы, почти сразу же попали в бойца, переносящего взрывчатку, которая сдетонировала. Менее чем за четыре минуты одиннадцать израильтян, включая командира, погибли, четверо получили ранения. Невредимым остался только радист. Он запросил поддержку. Очень быстро к месту боя подоспели вертолеты поддержки Bell AH-1 Cobra. На атакующих обрушился шквал огня 20-мм пушек и 70-мм ракет. Летуны создали периметр для подходящих спасательных вертолетов. На двух Sikorsky CH-53 Sea Stallion прибыли бойцы спецназа "Сайерет Маткаль" и спасательного отряда подразделения 669 ВВС Израиля. Коммандос заняли оборонительный периметр. Началась эвакуация.
После того, как двое бойцов "Хезболлы" получили легкие ранения, остальная группа отступила. Но обстрел зоны боя продолжил вести минометный расчет. Группа солдат движения "АМАЛЬ" некоторое время продолжала бой, но под натиском израильтян отошли.
Во время эвакуации осколком мины был смертельно ранен военный врач капитан Дагеш Махер. Так же в перестрелке погибло двое гражданских. Еще один был серьезно ранен. Зенитные орудия ливанской армии открыли огонь по вертолетам. Прикрывающий операцию израильский истребитель обстрелял их позицию, а ракетные катера произвели несколько выстрелов по деревне, чтобы подавить минометы. В результате обстрела было повреждено несколько домов.
Через четыре с половиной часа после начала боя последний израильский вертолет поднялся в воздух. Одного из солдат найти не удалось. Это был Итамар Илья. Это он нес на себе взрывчатку.
Бойцы израильского спецназа "Сайерет Маткаль".
Последствия.
Засада в Аль-Ансария стала победой исламского сопротивления в Ливане. А для Израиля события стали катастрофой. Произошедшее вызвало большое беспокойство в армейских кругах. В столкновении погибли пять офицеров и семь солдат сержантского состава. Это самое большое число жертв за один день с момента ввода израильских войск на ливанскую зону безопасности. Долгое время подразделение Шайетет 13 не несло столь серьезных потерь. Премьер-министр Нетаньяху назвал произошедшее "одной из худших трагедий, которые когда-либо происходили с нами".
25 мая 1998 года останки Итамара Ильи были обменены на 65 ливанских пленных и тела 40 боевиков "Хезболлы" и ливанских солдат, среди которых было тело Хади Насраллы, сына генерального секретаря "Хезболлы" Хасана Насраллы. Он погиб в столкновении с ЦАХАЛ через неделю после засады в Аль-Ансарии.
Возможная утечка информации.
В те годы в Израиле было широко распространено мнение, что операция была скомпрометирована. Однако глава управления военной разведки АМАН Моше Яалон с самого начала решил, что первый взрыв произошел от взрывчатки, которую нес израильских солдат. В таком ключе это выглядело ни как запланированная засада, а как невезение. Таким образом, "Хезболла" по-видимому, не имела информации о планируемой операции. Следовательно, нельзя было заподозрить утечку в силах безопасности Израиля.
Израильские военные в Ливане. 1980-е годы.
Расследования произошедшего.
Вскоре было назначено расследование. было установлено, что большинство израильских жертв пострадали от взрывчатки другого типа, содержащей металлические шарики. Таких устройств у бойцов с собой не было. Однако следователи исключили возможность утечки информации. И остались при мнении, что засада не была запланирована и не основывалась на каких-либо сведениях, полученных "Хезболлой". Этот вывод был подтвержден и двумя последующими расследованиями.
Признания "Хезболлы".
В первую годовщину засады на израильский спецназ в Аль-Ансарии генсекретарь организации Хасан Насралла заявил: "Всё что я могу сказать сейчас, мы заранее знали о предстоящей операции ЦАХАЛ. И теперь вопрос: если мы знали, кто сказал? Однако мы не можем разглашать эту информацию. Это не в интересах сопротивления.".
Тогда в центре внимания оказался возможный двойной агент. Эту версию озвучил бейрутский корреспондент The Independent Роберт Фиск: "Завербованный агент раскрыл планы, а Израилю "скормил" ложную информацию." Он утверждал, что "двойные агенты разведывательного подразделения Армии Южного Ливана сыграли определенную роль в этом деле".
В августе 2010 года Насралла вновь сделал заявление. Он сообщил, что долгое время они могла перехватывать видеоизображения с израильских беспилотников над Ливаном. В августе 1997 года в "Хезболле" заметили интерес Израиля к району у Аль-Ансарии и пришли к выводу, что планируется операция, подобная той, что провели деревне Кфур. Израильские беспилотники несколько раз возвращались в этот район и следовали одним маршрутом над тропой от пляжа через плантации к домам на севере от города.
Эти новости ожидаемо вызвали переполох в Израиле. Начальник штаба ЦАХАЛ Габи Ашкенази назначил четвертое расследование. Он требовал проверить, были ли опубликованные "Хезболлой" видео подлинными. Следователи пришли к выводу, что они действительно настоящие и что каким-то образом ливанцам удавалось беспрепятственно загружать их с беспилотников. Некоторые кадры вообще были сняты во время операции. По-видимому, "Хезболла" могла следить за передвижениями израильских войск в режиме реального времени на протяжении всей операции и эвакуации. Стало очевидно, что Израиль серьезно недооценил технические возможности противника.
Выводы четвертого расследования обнародованы не были. Впервые о них сообщил израильский новостной сайт Ynet в 2017 году, через 20 лет после инцидента. Об источнике получения информации не сообщалось. В последствии ЦАХАЛ стал шифровать видеопередачи с беспилотных летательных аппаратов.
[свернуть]