- А как в Израиле относятся к спецоперации России в Сирии?
- Израиль официально не возражает. И не выражает никакого неудовольствия действиями России. Мы сказали, что не присоединимся к тем, кто как-то пытается обвинять Россию в ее действиях в Сирии. Визит премьера нашей страны Нетаньяху в Москву должен был скоординировать действия российских и израильских ВВС.
- В Москву накануне спецоперации один за другим приезжали лидеры с Ближнего Востока. Россия стала центром политики в арабском мире?
- Москва сейчас уже однозначно один из основных игроков. Кроме стран самого региона, она активнее и весомее всех участвует в процессе.
- Но Россия все дальше расходится с Турцией во взглядах на урегулирование конфликта в Сирии. Турецкий президент Эрдоган уже грозит разрывом «дружбы с Москвой».
- У Турции свои собственные интересы в регионе, и ей совсем не нужно, чтобы Сирия окрепла. Она хочет усилить влияние мусульманских группировок, подавить все виды курдской активности и в Сирии, и в Ираке. Я бы вообще не спешил записывать Турцию в стратегические союзники России. Вот когда начнет работать русский «Южный поток» через Турцию, тогда можно будет утверждать. А пока этого нет, все это только желания.
ПУТИН РАЗЫГРАЛ ВСЕ КАК ПО НОТАМ
- Вас не удивило, насколько стремительно действовала Россия? От разговора Путина с Обамой в ООН до начала бомбардировок прошли всего сутки...
- Все было сделано предельно точно! Было ясно, что применение российской авиации в Сирии начнется сразу после выступления Путина в ООН и разговора с Обамой. Раньше - было бы неразумно с дипломатической точки зрения. Позже - со стратегической. Путин сыграл как по нотам.
- Европа и США постоянно предостерегают Россию: как бы она не промахнулась и не начала бомбить «умеренную сирийскую оппозицию». А кто это вообще?
- «Сирийская оппозиция» на 50 - 60% состоит из «Аль-Каиды» и ИГИЛ. Остальные наполовину - это «Мусульманские братья» разных видов. Из остатка - одна часть нерелигиозная оппозиция, а другая - просто городские банды. Обычные грабители, которых на Западе под одну гребенку зачисляют в оппозицию. Но это все не относится к населению самой Сирии, 80% которого находится на территории под властью Асада. Многие переселились туда, спасаясь как раз от ИГИЛ и «Аль-Каиды».
- Это прецедент - впервые за 25 лет Россия участвует в боевых действиях за пределами бывшего СССР. О чем это говорит?
- Во-первых, о том, что ситуация в мире становится крайне сложной и опасной. Во-вторых, что Россия решила не повторять ошибок Советского Союза, отстранившегося после 1985 года от активного участия в решении мировых проблем. Россия просто сделала вывод из того, что произошло в Югославии, Ираке и Ливии.
РОССИЯ И АСАД НАНЕСУТ ТРИ УДАРА ЗА ТРИ МЕСЯЦА
- Российская авиация уже больше недели бомбит террористов в Сирии. Как дальше вы видите ход операции?
- Пока Россия только начала разворачивать свою авиацию, ведет разведку и предварительные бомбардировки. До сих пор российские самолеты не действуют в полную силу: бомбежка не достигла максимального уровня, не введены в действие боевые вертолеты, а именно они - основная ударная сила при поддержке сухопутных войск. Вероятно, это произойдет очень скоро.
- Чего Россия хочет добиться в Сирии?
- Ближайшая тактическая цель, как я вижу, - помочь армии Асада выйти на турецко-сирийскую границу и освободить от террористов прилегающие районы. Когда эта задача будет выполнена, все базы террористов будут отрезаны от места основной своей поддержки - от Турции. Вдоль границы сейчас находятся главные силы террористов: их там больше десятка всяких видов и мастей.
После этого будет развернуто наступление на юг Сирии, чтобы освободить последующие районы. Это будет уже проще: без поддержки, без поставок оружия ИГИЛ сдуется в Сирии очень быстро. А затем начнется операция против ИГИЛ уже в направлении Ирака. Не зря же координационный центр Россия создала именно в Багдаде. Это первый этап действий России, он может продлиться, если не будет каких-то неожиданностей, от трех месяцев до полугода.
Уже сегодня Россия сильно ограничила возможности авиации других стран в регионе. В первую очередь - авиации США. Да и турки, например, уже не смогут так просто бомбить курдов. И тогда курды получат возможность тоже вплотную заняться борьбой с ИГИЛ.
- Каковы шансы России и ее коалиции на общий успех?
- Это будет зависеть от успеха наступления сирийской армии. Если оно окажется успешным, то все у России будет неплохо. А если этого не произойдет, то причины для беспокойства появятся не только у России и Сирии, но и у всего мира. Асаду сейчас надо атаковать, и как можно скорее, одной авиацией проблемы не решить. Ситуация подошла к тому, что ждать уже невозможно. Затягивать - только усложнять и без того сложное положение.
[свернуть]