Об «острых» и «тупых» рулях
http://www.autocentre.ua
Сегодняшнюю тему рубрики «Автоответчик» нам подсказали наши читатели. «Когда вы рассказываете о каком-нибудь автомобиле, то порой даете загадочную оценку рулевому управлению. Например, как понимать выражение «ватный руль»? Поэтому давайте сегодня разберемся, что такое ватный руль, а также руль острый, легкий, тяжелый, информативный...
«ОСТРЫЙ РУЛЬ» никакого отношения к перечным приправам не имеет. Это выражение из технической гастрономии подразумевает, что машина очень быстро, почти мгновенно реагирует на руль. Иными словами, баранку вы повернули лишь чуть-чуть, а колеса повернулись на весьма большой угол. Определить, насколько у автомобиля острый руль, можно не трогаясь с места. Надо просто посчитать, сколько оборотов нужно совершить баранкой, чтобы передние колеса вывернулись из одного крайнего положения в другое. Если получается менее 2,5 оборотов, значит руль острый.
Зона между 2,5 и 3,5 оборотами считается средней, наиболее приемлемой для современного легкового автомобиля. Если этот показатель свыше четырех оборотов - «РУЛЬ ТУПОЙ». Это очень неудобно: чтобы вписаться в поворот, баранку нужно вращать загодя, иначе колеса не успеют вовремя повернуться. «Тупые» рули встречаются только на устаревших моделях вроде отечественной «Волги».
Впрочем, «острый руль» тоже не всегда хорош. Возьмем для примера «Dodge Viper», который со змеиной быстротой реагирует на руль. Малейшая встряска, случайное движение заставляют водителя поневоле слегка доворачивать баранку. Из-за «острого руля» машина мгновенно уходит в сторону, ее приходится постоянно подруливать. Поэтому на высокой скорости суперродстер держит водителя в постоянном напряжении. Скажем, за рулем «Viper» труднее поддерживать в течение часа скорость 200 км/ч, чем сидя в «Mercedes'e». Дело не только в том, что «мерседесовские» рули обладают средней, умеренной остротой. Рулевое управление большинства моделей «Mercedes» имеет «ЧЕТКИЙ НУЛЬ». Под «четким нулем» подразумевается невосприимчивость рулевого управления к тем самым невольным и случайным движениям, когда автомобиль движется по прямой, то есть колеса повернуты строго прямо и руль находится в «нулевом» положении. Вы можете чуть-чуть довернуть баранку, буквально на пару градусов, однако автомобиль сохранит прямолинейное движение. Модели, в которых рулевое управление имеет «четкий нуль», не требуют постоянного подруливания. Они меньше утомляют водителя в дальних путешествиях.
Еще руль может быть «ТЯЖЕЛЫМ» или «ЛЕГКИМ». Здесь все просто: тяжелые рули, то есть когда трудно вращать баранку, часто встречаются среди устаревших моделей без гидроусилителей. Например, в классических «Жигулях». Легкий руль - один из характерных признаков большинства американских автомобилей, особенно внедорожников. Янки любят машины с мощными гидроусилителями. Однако сверхмощный гидроусилитель - первый враг информативности.
Что же такое руль информативный или малоинформативный? Представьте, что вам нужно быстро пройти один и тот же крутой поворот на двух автомобилях: спортивном «Ford Mustang» и классическом американском дредноуте «Ford Crown Victoria».
Итак, вы входите в поворот на «Mustang». ем больше поворачиваете баранку, тем с большей силой она стремится вернуться в исходное, нулевое положение. В середине поворота, когда колеса повернуты на максимальный угол, руль пытается крутануться обратно с наибольшей силой. Благодаря этому возрастающему ответному усилию водитель знает, что происходит с колесами. Вот что значит информативный руль.
Как поведет себя в этом случае «Ford Crown Victoria»? Водитель повернет руль, но баранка не будет «отвечать» ему нарастающим стремлением вернуться обратно. Ответная реакция гасится в недрах мощного гидроусилителя. Даже когда колеса будут вывернуты, она останется почти столь же легкой, словно рулевой механизм проложен ватой (отсюда, кстати, и взялось выражение «ватный» руль). Это неинформативный руль.
Может возникнуть вопрос, зачем вообще делать такие легкие рулевые механизмы, как на «Crown Victoria»? Потому что в повседневной езде они удобней. Катитесь вы по узким, со множеством поворотов и перекрестков, улочкам или просто паркуетесь на тесной стоянке - в таких ситуациях легкий - пусть даже неинформативный! - руль удобнее и приятнее, чем информативный тяжелый спортивного типа. Поэтому сейчас многие автопроизводители предлагают модели с переменной жесткостью рулевых механизмов. На малых скоростях баранку в них можно крутить даже отставленным мизинцем, как в «Crown Victoria». Но если водитель мчится что называется на все деньги, электроника «душит» (отключает) усилитель и руль становится ощутимо жестче, позволяя лучше чувствовать автомобиль и точнее задавать траекторию.
Как следует информативный руль, нужен в основном для скорости.
А зачем гонять на гранте, это же обычная бюджетная машинка, для перевозки из А в Б. Чего вы хотите от неё...